1) С 22.07.2024 вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2024 № 211-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Данным законом введено понятие «хозяйственной постройки», которой признается сооружение и (или) строение, возводимое на садовом земельном участке и огородном земельном участке, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, в том числе сарай, баня, теплица, навес, погреб, колодец.
Также законом уточнено, что решение общего собрания членов товарищества, принятое путем очно-заочного голосования или заочного голосования по вопросам, определенным уставом товарищества, считается принятым, если в соответствующем голосовании по данному решению приняли участие более чем пятьдесят процентов членов товарищества или их представителей.
2) С 27.07.2024 приказом Росреестра от 01.04.2024 № П/0096/24 перечень лиц, уполномоченных на заполнение и заверение декларации об объекте недвижимости, дополнен лицами, которые в случае, указанном в пункте 1 статьи 3.9 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», вправе подавать ходатайства об установлении публичного сервитута.
3) С 02.08.2024 Федеральным законом от 08.07.2024 № 166-ФЗ Банк России включен в перечень лиц, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 5 пункта 2 ст. 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ)).
4) С 08.08.2024 вступил в силу Федеральный закон от 08.08.2024 № 319-ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и статьи 10 и 10.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 319-ФЗ).
Указанным законом уточнен порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам и иным сельхозтоваропроизводителям.
Так из ЗК РФ исключены положения, в соответствии с которыми продажа и заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам (далее – КФХ) для осуществления КФХ его деятельности.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленные статьей 39.18 ЗК РФ, с 08.08.2024 не распространяются на случаи предоставления земельных участков гражданам и КФХ для осуществления деятельности КФХ.
Обращаем внимание, что особенности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или КФХ для осуществления КФХ его деятельности установлены статьей 11.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Кроме того, Законом № 319-ФЗ внесены изменения в статью 39.18 ЗК РФ, согласно которым упрощена процедура предоставления земельных участков льготным категориям граждан для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства и садоводства. Они могут получить земельные участки без проведения торгов как в собственность, в аренду, так и в безвозмездное пользование.
Так пунктом 8 статьи 39.18 ЗК РФ, введенным Законом № 319-ФЗ предусмотрено, что положения данной статьи не применяются при предоставлении земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения садоводства для собственных нужд в случае, если:
- у таких граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации имеется право на предоставление земельных участков для указанных целей (в том числе право на первоочередное или внеочередное предоставление земельного участка), на которых отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, без проведения торгов в собственность бесплатно, в аренду или безвозмездное пользование и при этом они обратились в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка или с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов;
- такие граждане являются собственниками зданий, сооружений, обладающими правом на предоставление земельного участка в соответствии с подпунктами 4 и 5 статьи 39.5 или со статьей 39.20 ЗК РФ;
- такие граждане являются арендаторами указанных земельных участков и имеют право на заключение новых договоров аренды указанных земельных участков в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 39.6 ЗК РФ;
- такие граждане являются собственниками объектов незавершенного строительства, обладающими правом на предоставление земельного участка в соответствии с пунктом 5 статьи 39.6 ЗК РФ;
- такие граждане являются членами садоводческих некоммерческих товариществ, которым в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.3 и подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ или другими федеральными законами садовые земельные участки предоставляются без проведения торгов.
5) С 09.11.2024 вступает в силу Федеральный закон от 29.10.2024 № 370-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 370-ФЗ).
Статья 2 указанного закона регулирует вопросы возникновения права собственности на представляющие собой объекты капитального строительства сараи, бани и не являющиеся частями жилых домов, иных зданий и сооружений погреба и летние кухни, колодцы и другие хозяйственные постройки, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, в отношении которых до 1 января 2013 года были осуществлены государственный технический учет и (или) техническая инвентаризация и которые расположены на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или ведения гражданами садоводства для собственных нужд.
Такие объекты считаются ранее учтенными, а право собственности на них - ранее возникшим, если указанные земельные участки принадлежат гражданину на праве собственности либо на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования или аренды, если соответствующий земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности.
6) С 01.01.2025 предусмотрена возможность использования сервиса ФГИС «Единая цифровая платформа «Национальная система пространственных данных» (ЕЦП НСПД) для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по установлению порядка использования ФГИС ЕЦП НСПД для предоставления государственных и муниципальных услуг, включая этапы обеспечения такого использования на территориях субъектов РФ, перечень таких услуг и соответствующие виды электронных сервисов.
При оказании государственных и муниципальных услуг, связанных с использованием пространственных данных и сведений, будут использоваться данные и сведения ФГИС ЕЦП НСПД.
Данные изменения внесены Федеральным законом от 08.08.2024 № 317-ФЗ.
7) C 01.01.2025 статьей 19.3 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которая введена Федеральным законом от 29.12.2022 № 639-ФЗ, установлены особенности, касающиеся государственной регистрации прав на невостребованные земельные доли.
Так до 1 января 2025 года орган местного самоуправления поселения или муниципального, городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными.
С 1 января 2025 года лицо, чья земельная доля признана невостребованной, утрачивает право собственности на такую земельную долю, а поселение или муниципальный, городской округ, на территории которых расположен земельный участок, земельная доля которого признана невостребованной, либо муниципальный район в случае, если земельный участок, земельная доля которого признана невостребованной, расположен на межселенной территории, приобретает на указанную земельную долю право муниципальной собственности, за исключением невостребованной земельной доли, в отношении которой подано исковое заявление о признании права муниципальной собственности до 01.01.2025.
Таким образом, для государственной регистрации прав на невостребованные земельные доли с 01.01.2025 должны быть представлены следующие документы:
- заявление уполномоченного представителя поселения, муниципального или городской округ либо муниципального района (для межселенной территории);
- решение суда о признании права муниципальной собственности на такие доли, независимо от даты вынесения судом решения, если иск подан в суд до 01.01.2025, либо
- решение об утверждении списка невостребованных земельных долей, принятое общим собранием участников долевой собственности или органом местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности (если общим собранием не принято решение), с приложением такого списка.
8) С 01.03.2025 вступает в силу статья 85.1 ЗК РФ, которая введена Федеральным законом от 08.08.2024 № 307-ФЗ.
Данная статья вводит понятие «освоение земельного участка из состава земель населенных пунктов».
Под освоением земельного участка из состава земель населенных пунктов понимается выполнение правообладателем земельного участка одного или нескольких мероприятий по приведению земельного участка в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Перечень таких мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Срок освоения земельного участка из состава земель населенных пунктов составляет три года, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Если перечень мероприятий по освоению земельного участка из состава земель населенных пунктов предусматривается проектом рекультивации земель, срок освоения этого земельного участка устанавливается в соответствии с таким проектом. Правообладатель земельного участка из состава земель населенных пунктов в течение срока рекультивации не считается лицом, которое не использует этот земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, при условии своевременного выполнения таких мероприятий в соответствии с перечнем, предусмотренным проектом рекультивации земель.
Правообладатель земельного участка из состава земель населенных пунктов приступает к использованию этого земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием со дня приобретения прав на него, а в случае, если требуется освоение этого земельного участка, не позднее трех лет с указанной даты, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.
Признаки неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Обращаем внимание, что перечень мероприятий по приведению земельного участка в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а также признаки неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов в настоящее время Правительством Российской Федерации не утверждены.
Также обращаем внимание, что вышеуказанные положения об освоении земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, применяются к садовым земельным участкам и огородным земельным участкам независимо от их принадлежности к определенной категории земель.
При этом, перечень мероприятий по освоению садовых земельных участков и огородных земельных участков, а также признаки неиспользования таких земельных участков также устанавливаются Правительством Российской Федерации.
9) В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 14.07.2022 № 316-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 316-ФЗ) в статью 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, с 1 марта 2025 года определяет размеры земельных долей, выраженные в гектарах или балло-гектарах, в виде простой правильной дроби в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Результаты определения размеров долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, выраженных в гектарах или балло-гектарах, в виде простой правильной дроби утверждаются решением органа местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.
Решение об утверждении результатов определения размеров долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, выраженных в гектарах или балло-гектарах, в виде простой правильной дроби опубликовывается в трехдневный срок с даты его принятия органом местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа, принявшим такое решение, в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещается на официальном сайте этого органа в сети «Интернет» (при его наличии).
Орган местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа, принявший решение об утверждении результатов определения размеров долей, по истечении тридцати дней с даты опубликования такого решения обеспечивает внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, в отношении размера доли в порядке, установленном Законом о регистрации.
В соответствии с частью 10 статьи 38 Закона о регистрации, которая вступает в силу с 01.03.2025, вышеуказанный орган подает заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, в связи с определением размера доли, выраженной в гектарах или балло-гектарах, в виде простой правильной дроби с приложением решения об утверждении результатов определения размеров долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, выраженных в гектарах или балло-гектарах, в виде простой правильной дроби. Указанные сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления указанного заявления.
Обращаем внимание, что Правила определения размеров земельных долей, выраженных в гектарах или балло-гектарах, в виде простой правильной дроби, утверждены постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1475.
10) С 01.01.2026 Федеральным законом от 22.07.2024 № 207-ФЗ вводится механизм досудебного обжалования в апелляционную комиссию решений о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, принятые в отношении документов, необходимых для государственной регистрации прав. Такое обжалование не является обязательным досудебным порядком обжалования.
При этом, решение об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав может быть обжаловано заинтересованным лицом только в суд.
Порядок обжалования решений о приостановлении установлен главой 3.1 Закона о регистрации, которая также введена Федеральным законом от 22.07.2024 № 207-ФЗ.
В настоящее время в административном порядке в апелляционную комиссию могут быть обжалованы только решения о приостановлении осуществления кадастрового учета или решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета.
11) Также обращаем внимание, что 25.09.2024 Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении принят проект № 633966-8 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указанным законопроектом предполагаются следующие изменения действующего законодательства:
- введение обязанности по окончании строительства на земельных участках зданий, сооружений или их реконструкции осуществлять предусмотренные законом действия, необходимые для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на них (на помещения, машино-места в таких зданиях, сооружениях). При этом лица, не исполнившие такую обязанность, будут нести административную ответственность за несоблюдение порядка государственной регистрации прав.
- введение обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать (эксплуатировать) объекты капитального строительства, расположенные на земельных участках, в соответствии с установленным для таких земельных участков целевым назначением и видом разрешенного использования.
- установление обязанности уполномоченных на выдачу разрешений на строительство органов информировать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного земельного надзора, и органы муниципального земельного контроля о прекращении действия разрешения на строительство.
- установление возможности выдачи предписания об устранении нарушения по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований.
- приостановление государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка, являющегося предметом сделки, на основании которой осуществляется государственная регистрация прав, ограничений прав, обременений земельного участка.
- установление обязанности (в настоящее время это право) застройщика представлять в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на помещения и машино-места, расположенные в многоквартирных домах.
- установление обязанности всех юридических лиц представлять заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к ним документы исключительно в электронном виде.
- исключительно в электронном виде предполагается осуществлять направление заявлений о государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве и прилагаемых к ним документов.
- предполагается расширить перечень случаев, в которых кадастровый инженер вправе обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета от имени правообладателя объекта недвижимости без доверенности.