Мошенники звонят с неизвестных номеров, в том числе и на WhatsApp. На экране телефона высвечивается звонок от Почта России, а также отличительная иконка. Представляются почтовыми работниками и сообщают, что вас ждет заказное письмо от ФНС с налоговым уведомлением. После они просят уточнить желаемый способ получить уведомление - по электронной или обычной почте. Выбор любого способа заканчивался тем, что нужно "подтвердить его через "Госуслуги", назвав код из СМС, который придет на ваш телефон.
ЛИБО мошенники могут предложить включить доступ к экрану, так как необходимо отсканировать штрих код почтового уведомления. Как только доступ экрана включается, на телефон приходит код восстановления доступа к личному кабинету на портале "Госуслуги". Пользователю даже не нужно ничего передавать, мошенники все увидят сами.
Доступ к "Госуслугам" - это ключ ко множеству дверей: от персональных данных до кредитования и различных регистрационных действий, возможности выпуска электронно-цифровой подписи (через Госключ), установке дополнительных кодовых фраз для препятствования восстановления доступа к своему личному кабинету.
Та же схема бывает и посложнее: сначала сбрасывается код восстановления доступа к "Госуслугам", а после поступает звонок. Через несколько минут мошенники перезванивают, представляясь сотрудниками тех же порталов. Они убеждают собеседника, что ранее ему звонили злоумышленники, сообщают, что теперь его учетная запись взломана, и необходимо срочно предпринять меры для ее защиты - сообщить код из СМС для восстановления доступа. В этот момент человек, находясь под психологическим давлением неизвестных и полностью доверяя им, становится жертвой дальнейшего обмана. Это комбинированная схема "мошенник - спаситель". В такой ситуации человек нередко теряет возможность размышлять и действовать рационально.
Здесь очень важно ставить акцент не на сути поступающей информации, а на действиях, которые принуждают совершить!
Ни госструктуры, ни "силовые" ведомства, как и Банк России, ФНС, администрация "Госуслуг" никогда не звонят с подобными запросами и указаниями!
Никому и ни при каких условиях нельзя сообщать коды/пароли из СМС или push-уведомлений, нельзя передавать данные, относящиеся к банковским и личным персональным, во время разговора не предоставлять доступ к экрану мобильного телефона. Запрос подобной информации - основной сигнал о том, что на связи мошенник!
Необходимо прервать разговор и уточнить информацию, самостоятельно позвонив в справочную службу той организации, от имени которой был совершен звонок!
Если все же мошенникам удалось получить доступ к личному кабинету на Госуслугах, незамедлительно смените пароль и обратитесь с заявлением в полицию.