
На вопрос отвечает заместитель руководителя Управления Росреестра по Вологодской области Елена Орлова.
– С учетом положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
Из указанного классификатора следует, что допускается размещение и эксплуатация антенно-мачтовых сооружений на земельных участках с любым видом разрешенного использования, в том числе на тех участках, в видах разрешенного использования которых специально не оговорено размещение объектов связи. При этом кадастровый учет изменений в части разрешенного использования земельного участка не требуется.
Помимо указанного, необходимо отметить, что антенно-мачтовые сооружения не являются объектами недвижимости, для их размещения не требуется разрешения на строительство. Они носят временный характер.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 утвержден перечень объектов, размещение которых может осуществляться на государственных или муниципальных землях без предоставления земельных участков. К таким объектам, среди прочих, относятся линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, возводимые без разрешения на строительство.
Для размещения таких сооружений на землях государственной или муниципальной собственности, а также на землях, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо разрешение органа местного самоуправления.
Учитывая изложенное, установка вышек сотовой связи на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и садоводства законом разрешается, нарушением земельного законодательства не является и привлечение к административной ответственности не влечет.
Указанная позиция подтверждается мнением Верховного Суда РФ, изложенном в апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 10.11.2022 № АПЛ22-421.