Согласно принятому в первом чтении законопроекту, оператор по переводу денежных средств будет обязан возместить сумму операции, совершенной без добровольного согласия клиента, в течение 30 дней после получения заявления клиента - физического лица о возмещении суммы операции, совершенной без добровольного согласия клиента, а в случае трансграничного перевода денежных средств - в течение 60 дней, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без добровольного согласия клиента. Сумма должна быть возвращена в полном объеме.
До 2021 года при зачислении сумм на счета банки проверяли только два реквизита: номер счета и наименование получателя, и проблемы возникали в ситуациях, когда разные компании имели одинаковое наименование. После этого Центральный банк внес изменения в положение № 762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств». Кредитные организации обязали проверять еще и ИНН получателя.
Сотрудники банка должны сверять данные владельца счета с теми, что указал плательщик, и, если есть сомнения в достоверности сведений - сообщить об этом отправителю.
Перевод денег другому получателю говорит о том, что финансовая организация оказала услугу ненадлежащего качества. В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности).
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300–1 «О защите прав потребителей» (Закон РФ) исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору.
В силу п. 1 ст. 29 Закона РФ потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.
При рассмотрении вопросов о возмещении потребителю денежных средств, перечисленных банком мошенникам, суд должен учитывать, что у потребителя нет специальных познаний о правилах оказания банковских услуг. Действующее законодательство возлагает обязанность проверки правильности перевода не на потребителя, а на банк как исполнителя услуг. ИНН, в отличие от номера счета компании в банке, – это открытые данные. Поэтому плательщик может их проверить. Банк, который принял платежное поручение с определенным идентификационным номером налогоплательщика, обязан перевести деньги именно этой фирме. А если в платежном поручении есть неточность, например, счет принадлежит другому юридическому лицу, – сообщить об этом отправителю.