Медицинская помощь по ОМС: виды и формы
Перечень видов, форм и условий бесплатной медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, при которых ее можно получить, категории граждан, имеющие право на ее бесплатное получение и др. – все это прописано в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая утверждается Правительством Российской Федерации сроком на три года.
Согласно Программе госгарантий, застрахованным гражданам предоставляются следующие виды медицинской помощи: первичная медико-санитарная, скорая и специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП), паллиативная медицинская помощь.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается амбулаторно, на дому и в дневном стационаре, как в плановой, так и в неотложной формах.
Скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная, оказывается в экстренной или неотложной форме вне медорганизации, в амбулаторных и стационарных условиях при состояниях, требующих срочного вмешательства.
Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных технологий, а также медицинскую реабилитацию. ВМП (часть специализированной медицинской помощи) включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных, ресурсоемких методов лечения, клеточных технологий и др. с научно доказанной эффективностью, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей.
Что касается форм оказания медицинской помощи, их три: экстренная, неотложная и плановая.
- Экстренная помощь, как это понятно из названия, оказывается при внезапных острых состояниях, опасных для жизни.
- Неотложная помощь требуется при внезапных острых состояниях, которые не имеют явной угрозы жизни.
- Плановая медицинская помощь оказывается при проведении профилактических мероприятий и в случае заболеваний / состояний, не угрожающих жизни.
Сроки оказания медицинской помощи по полису ОМС напрямую зависят от ее видов и форм.
- Экстренная медицинская помощь оказывается безотлагательно. Время доезда бригады скорой медицинской помощи с момента вызова не должно превышать 20 минут, при этом оно может быть обоснованно скорректировано, исходя из транспортной доступности того или иного региона.
- Срок ожидания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме – не более 2 часов с момента обращения.
- Срок ожидания планового приема врача-терапевта, врача-педиатра, врача общей практики (семейного врача) – не более 24 часов с момента обращения.
- Сроки проведения консультаций врачей-специалистов (за исключением подозрения на онкологическое заболевание) не должны превышать 14 рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;
- Сроки проведения диагностических инструментальных исследований (рентгенографические, включая маммографию, функциональная диагностика, УЗИ, КТ, МРТ и ангиография при оказании первичной медико-санитарной помощи) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 рабочих дней со дня назначения (за исключением исследований при подозрении на онкозаболевание);
- Срок ожидания консультаций врачей-специалистов для пациентов с подозрением на онкозаболевание – не более 3 рабочих дней.
- Срок ожидания диагностических исследований (инструментальных, лабораторных) такими пациентами – не более 7 рабочих дней со дня назначения.
- Срок ожидания специализированной медицинской помощи (кроме ВМП) – до 14 рабочих дней со дня выдачи направления на госпитализацию. для пациентов с онкодиагнозом – до 7 рабочих дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления предварительного диагноза заболевания (состояния).
ВАЖНО: несоблюдение сроков оказания медицинской помощи по полису ОМС – повод для обращения в свою СМО. Страховые представители первого уровня – сотрудники страховой компании, принимающие обращения застрахованных, всегда готовы ответить на ваши вопросы о медицинской помощи в системе ОМС, а страховые представители второго и третьего уровня – оказать содействие и помочь в получении качественной и доступной медицинской помощи.